Новый павильон галереи Serpentine в Лондоне сравнивают с птицей и Годзиллой, встающим из-под земли – но всё равно остаются от него без ума.
Галерея современного искусства Serpentine в Лондоне, открытая в 1970 году, с 2000 года сотрудничает с именитыми архитекторами, которые возводят временные павильоны перед основным зданием. Как правило, архитектор выбирается из числа тех, кто ещё ни разу не работал в Британии. Исключение с дополнительными павильонами делали только для Захи Хадид, бывшей первой участницей программы и полюбившейся организаторам. Среди других авторов, проектировавших павильоны для Серпентайн были Тойо Ито, Фрэнк Гери, Оскар Нимейер и многие другие, а в 2018 павильон представляла мексиканский архитектор Фрида Эскобедо. В этом году автором временного павильона в Кенсингтонских садах стал японский архитектор Джунья Ишигами, давно работающий по всему миру и ставший в 2010 году лауреатом «Золотого льва» Венецианской биеннале.
Задачу для архитекторов каждый год формулируют одинаково – нужно спроектировать и возвести в краткие сроки павильон площадью не менее 300 кв. метров, который днем будет использоваться как кафе, а вечером принимать посетителей лекций, дебатов и представлений. Каждый павильон функционирует три месяца, а после демонтируется и выставляется на аукцион для продажи в частные коллекции.
Проект Джуньи Ишигами – навес на тонких ногах-опорах, крытый колотым сланцем. Каменные крыши традиционны и для японской и для английской архитектуры. Идея Ишигами состояла в том, чтобы растворить этот элемент в ландшафте, делая его похожим не то на уменьшенное горное плато, не то на огромную птицу, присевшую на лужайку. Однако у первых посетителей возникли совсем другие ассоциации. На рендере павильон был похож на скалу, по которой стекают, собираясь в небольшие озера, ручейки дождя. В реальности, чтобы крыша выдержала вес сланца, количество опор пришлось значительно увеличить, а по бокам добавить прозрачные стены из поликарбоната – своевременное дизайнерское решение, ведь иначе столы и стулья сносило ветром. Архитектурные критики и вовсе назвали павильон «юным Годзиллой, восстающим из глубин».
Несмотря на значительные отличия постройки от заявленного проекта и скандалов из-за использования стажёров в качестве бесплатной рабочей силы на 13 часов в сутки (в Японии это популярная практика) – многие называют павильон лучшим за 19 лет проведения проекта. Даже с «уродливыми» стенами из поликарбоната, он как будто вырастает из-под земли и в дождливые дни идеально вписывается в окружающий ландшафт. На фотографиях павильон не только идеально вписывается в парк, но и служит оригинальным фоном, привлекающим еще больше туристов. С 20 июня по 6 октября вживую полюбоваться шедевром архитектуры можно в Лондоне.
Более долговечный архитектурный шедевр ждёт ценителей архитектуры в Каннах – резиденция Пьера Кардена. Вместе с архитектором Антти Ловагом, дизайнер создал «архитектурное безумие», удивившее весь мир. Сам мэтр называл виллу, напоминающую морскую пену, своим раем.