25 мая в Каннах вручили Золотую пальмовую ветвь, рассказываем о победителях.
За 11 дней фестиваля в основном конкурсе отсмотрели 21 картину, показывающую, чем живёт искусство сегодня. Среди них были и эпос, и драмы – исторические, социальные, криминальные, фантастические, и триллеры, и комедии. Но основными тенденциями фестиваля критики назвали метафоричность и социальную повестку, присутствующие почти в каждой картине.
«Золотая пальмовая ветвь» отправилась в Корею – успех фильма Пон Чжун Хо (Bong Joon-ho) «Паразиты» критики и зрители встретили овациями, фильм с необычной детективной завязкой понравился всем. Одобрение вызвало и вручение приза жюри, которым отметили сразу две картины: социально-политических «Отверженных» Ладжа Ли (Ladj Ly) и фантастическую «Козодои» Клебера Мендонсы-младшего (Kleber Mendoza). Награды за лучшую мужскую роль удостоился Антонио Бандерас (Antonio Banderas), за воплощение стареющего режиссёра в полу биографической картине Педро Альмодовара (Pedro Almodovar) «Боль и слава».
Узнав об остальных решениях жюри, киноманы недоумевали, ведь в течение 11 дней ставки делали на совсем другие картины. И всё же, почти все фильмы, удостоенные наград, закупили для проката. А значит вскоре можно будет лично увидеть, оправдают ли они кредит доверия.
Гран-при досталась романтической драме дебютантки сенегальского происхождения Мати Диоп (Mati Diop) «Атлантика». Лучшей актрисой, неожиданно для следивших за повесткой фестиваля, стала Эмили Бичем (Emily Beecham) в фильме «Малыш Джо». Братьев Дарденнов (Dardenne) наградили как лучших режиссёров за фильм «Молодой Ахмет», показывающий опасность религии, захватывающей умы молодежи. Лучшим сценаристом стала ещё одна француженка, Селин Скьямма (Celine Sciamma), за работу над картиной «Портрет молодой женщины в огне». Особым призом отметили ленту палестинца Элиа Сулеймана (Elia Suleiman) «Должно быть, это рай». Кино, строящееся на парадоксах и абсурде, получилось действительно трогательным и завоевало сердца зрителей на премьерном показе.
Как и в прошлом году, на повестке были женские темы и социальные проблемы мира. Президент жюри Алехандро Гонсалес Иньярриту (Alejandro G. Iñárritu) не раз подчеркивал, что хочет услышать на фестивале новые имена и голоса. Поэтому мэтры, вспоминающие свои прошлые картины, не удостоились наград. Фильм Квентина Тарантино (Quentin Tarantino) «Однажды … в Голливуде» получил пальмовую ветвь, но – собачью. Единственный приз принес питбуль по кличке Брэнди. За амплуа «бешеного пса» его наградили «Собачьей пальмовой ветвью» (Palm Dog), которую вручает международное жюри кинокритиков с 2001 года.
Несмотря на то, что Россия не была представлена в основном конкурсе, финал 72-го Каннского кинофестиваля оказался триумфальным. 27-летний режиссер Кантемир Балагов с фильмом «Дылда» получил сразу две серьёзные награды – за режиссуру в программе «Особый взгляд» и приз от международной ассоциации кинокритиков ФИПРЕССИ. Для Балагова это серьёзный успех – второй фильм и второй приз на Каннском кинофестивале. Российская публика скоро сможет оценить картину о двух фронтовых подругах в послевоенном Ленинграде на «Кинотавре».